13 апреля — День рождения троллейбуса

13 апреля - День рождения троллейбуса

Троллейбус на улице Свердловска

История создания троллейбуса началась в 1880 году. Идея конструирования подобного транспорта принадлежит двум братьям Зименс, более знакомым публике как Сименс. Они работали над проектом одновременно. Вильгельм жил в Англии и трудился над статьей по этому вопросу. Вернер находился в Германии и на практике экспериментировал над созданием безрельсового транспорта. Через 2 года в Германии представили первый безрельсовый механический пассажирский транспорт.

Слово «троллейбус» возникло в английском языке. Дословно оно переводится как «трамвайный автобус». По внешнему виду первые модели напоминали вагоны трамваев. Некоторое время их так и называли – «безрельсовый трамвай».

В России троллейбус появился благодаря партнерской инициативе конструктора, изобретателя и предпринимателя П. А. Фрезе и инженера В. И. Шуберского. Первыми чудо-транспорт увидели жители северной столицы России. Произошло это 13 апреля 1902 года.

В Екатеринбурге (тогда – Свердловске) первая линия троллейбуса, открытая 17 октября 1943 года, соединила Свердловск с Нижне-Исетском (ныне кольцо «Нижне-Исетск» не существует) и была протяжённостью около 12 км. Открытие линии произошло в годы войны не на пустом месте — в город был эвакуирован химический завод из Киева (ныне — «УралХиммаш»). Рабочие завода проживали на территории Свердловска, а завод находился в 10 километрах от него и до работы было тяжело добираться.

Работы требовалось закончить к 7 ноября 1942 года, то есть для построения всей инфраструктуры было отведено около двух месяцев. Кроме того, нерешённой осталась проблема с горой — троллейбусы того времени не могли подняться на высокую гору, чтобы доехать до самого завода. Из-за этого от конечной остановки рабочие всё равно пешком добирались до работы. План строительства был сорван, но от самой идеи не отказались и работы были продолжены.

Для решения проблем активно привлекали местных жителей, которые и без того были заняты на оборонных заводах. В первую очередь это коснулось всех жителей улицы Щербакова, по которой проходила большая часть маршрута. Каждой семье было предписано возле своего дома вырыть двухметровую яму под будущий столб. Учитывая каменистый грунт и рано начавшиеся морозы — труд был очень тяжёлым. Водителям троллейбуса тоже нужно было работать в ужасных условиях: большая протяжённость маршрута, сложный рельеф местности, необходимость переезда через мост, покрытие дороги булыжником при отсутствии гидроусилителя руля. Будущие водители троллейбусов, электрики и механики проходили обучение в Москве.

Интересным моментом в истории троллейбус строения стало появление двухэтажных «грузовиков с электроприводом». Эксплуатация подобного транспорта в России не продлилась и двух лет. Снег и лед в зимний период усложняли управление нелегкой машиной, которую к тому же еще и раскачивало. Поэтому от них пришлось отказаться.

В 2018 году троллейбусы Екатеринбурга отмечают круглый юбилей – 75 лет! Отличный повод сказать доброе слово за сотрудников троллейбусного движения в Екатеринбурге!

Именины отмечают Анна, Вениамин, Иван, Иннокентий, Иосиф.